Классификация по открытости для потребителей

  1. Закрытые системы. В таких системах потребитель узнаёт, что он должен, когда его предупреждают об отключении за задолженность. Узнать свою задолженность через интернет невозможно. На сверке потребителю показывают оборотную ведомость его лицевого счёта, из которой ему ничего непонятно, или вообще ничего не показывают. Эффективность работы таких систем по сбору денежных средств за оказанные коммунальные услуги крайне низка из-за всевозможных препятствий и сопротивления потребителей, не понимающих механизма образования задолженности
  2. Частично закрытые системы. Такие системы отличаются от полностью закрытых систем тем, что имеют в интернете личный кабинет, где потребитель может увидеть свои показания счётчиков, оплаты и бухгалтерскую оборотную ведомость. Рассчитать примерную сумму своей задолженности потребителю помогает электронный калькулятор, встроенный в интернет браузер и работающий отдельно от биллинговой системы. Появления оплаченных через интернет денежных средств на своём лицевом счёте потребитель ожидает несколько дней.
  3. Открытые системы. Здесь потребитель имеет доступ через интернет к биллинговой системе поставщика коммунальных услуг, как полноправный участник сделки купли-продажи. Для потребителя услуг система формирует в интернете в электронном виде абонентскую книжку, выполняет подробную расшифровку начислений стоимости услуг (потреблённого количества товара). При занесении потребителем новых показаний счётчиков, биллинговая система на сервере поставщика услуг в режиме реального времени выполняет расчёт или перерасчёт стоимости коммунальных услуг и автоматически генерирует потребителю счёт. После проведения потребителем самооплаты через интернет, система сразу, в режиме реального времени, отображает оплаченную потребителем сумму на его лицевом счёте и мгновенно производит перерасчёт его задолженности в соответствии с оплаченной суммой.