Классификация по количеству уровней расчётов

  1. Моносистемы — системы по расчётам только за один вид услуг. Например, за электроэнергию или воду, или обслуживание дома. Итогом работы такого комплекса является ведение одного сальдо абонента по одному прибору учёта и формирование моносчёта с реквизитами одного получателя платежа, являющегося поставщиком услуги. Решениями такого класса обычно пользуются корпорации, предоставляющие одну услугу большому количеству бытовых потребителей. К положительным качествам подобных систем можно отнести тщательность и глубину проработки вопроса, благодаря узкой специализации разработчика.
  2. Моносистемы на несколько приборов учёта в рамках одной услуги. Такие системы являются, как правило, развитием моносистем первого типа в сторону увеличения количества приборов учёта у потребителя (больше одного) при сохранении моносчёта и единого сальдо.
  3. Мультисистемы — это системы, позволяющие вести расчёт одновременно за несколько коммунальных услуг, например за воду, газ и электроэнергию при сохранении единого счёта и единого сальдо потребителя. Решения данного типа очень сложны в разработке и предполагают глубокое знание разработчиком предметной области одновременно по всему перечню коммунальных услуг. Для конечного потребителя в системах данного типа все услуги поступают от одного поставщика, который фактически является перепродавцом, и, в свою очередь, сам должен рассчитываться с поставщиками услуг. В такой системе потребитель будет обслуживаться в едином окне одновременно по всем услугам, которые он получает от своей управляющей компании. К сожалению, из-за трудности реализации и отсутствия глубоких знаний предметной области со стороны разработчика, подавляющее большинство подобных систем существует в крайне примитивном исполнении с минимальным развитием функционала.
  4. Суперсистемы для электронного города — это уникальные разработки, когда в одной базе данных работают одновременно несколько независимых поставщиков одной или нескольких услуг одновременно для одного потребителя. Недостижимый ранее уровень комфорта и эффективности работы, как для потребителей, так и для поставщиков услуг, обеспечивается за счёт снижения себестоимости обслуживания граждан при объединении усилий поставщиков по всем направлениям работы с потребителями. Подобные системы позволяют добиться резкого повышения качества обслуживания, гарантированной доставки каждому потребителю единого пакета счетов, быстрое и эффективное проведение сверки граждан в объединённых окнах справок города одновременно по всем услугам всех поставщиков, ведение единого паспортного стола проживающих, вне зависимости от района проживания. Потребитель в такой системе имеет отдельное сальдо по каждому поставщику пакета услуг.