Автоматический расчёт

Изучая различные биллинговые системы, мы с удивлением обнаружили, что подавляющее большинство систем, как это ни странно звучит, не умеют считать. То есть они на самом деле как-то работают, но в очень узких пределах. Например, если вы будете сверять текущий месяц в текущем месяце, тогда вам перерасчёт сделает компьютер. Естественно, никто не приходит сверять текущий месяц в текущем месяце. Если вы ходите на сверку раз в несколько лет, и все сверяемые бухгалтерские месяцы уже давно закрыты и отчёты сданы, то пересчитать вас за прошлые периоды можно только вручную на внешнем или встроенном калькуляторе. Результаты расчёта при этом вносятся в биллинговую систему в виде ручной корректировки. Ручные начисления
То есть получается, что все расчёты при наличии биллинговой системы выполняются операторами вручную, со всеми вытекающими последствиями. Зачем тогда биллинговая система? Для хранения ручных расчётов, выполненных неизвестно как? Потребители сверяются раз в два – три года. Некоторые раз в пять лет и более. Это основное условие данного бизнеса, и оно должно обязательно поддерживаться системой расчётов. Получается, как «осетрина второй свежести». Дальше ещё лучше. Чтобы уменьшить число ручных корректировок, нужно уменьшить количество ошибок в расчётах прошлых периодов. А как это сделать проще всего? Конечно же нужно выбросить все показания потребителей из оплаченных извещений, как все и поступают, потому что граждане иногда «пишут Бог знает что, а потом отчёты по реализации показывают нереальные цифры», не говоря уже о постоянных перерасчётах. Хорошо ещё, что граждане об этом не догадываются. Но за всё нужно платить. В итоге возникает проблема с товарным отпуском (реализацией). Так как нет показаний, он катастрофически падает, и, соответственно, вырастает кредит. Тогда для борьбы с кредитом нанимается очень много контролёров, которые должны посетить всех абонентов и снять показания, что обходится компании в копеечку. Контролёры аккуратно посещают абонентов (некоторые пишут всё дома, на диване), заранее предупреждая о времени своего посещения, чтобы наверняка застать абонента дома и снять показания. Предупреждённые заранее потребители о дате прихода контролёра ничего не боятся, и спокойно воруют ресурс, что приводит к росту коммерческих потерь.

Есть, правда, другой, более простой путь борьбы с кредитом. Разделить деньги на тариф и получить реализацию. Но тогда возникают две новые проблемы. Первая состоит в том, что нет дебиторов, так как абонент потребил столько, сколько заплатил. Вторая проблема нас возвращает в начало повествования: если абонент потребил ресурса меньше, чем получилось при делении его денег на тариф, то опять-таки, нужен ручной перерасчёт. Когда читаешь эти строки, кажется что ты попал в дурдом. Попытка обмануть технологию приводит к постоянному возникновению всё новых и новых проблем.

Все проблемы сразу исчезают, если биллинговая система умеет считать. Потребителю автоматически произведут перерасчёт за любой период времени, добавив или изменив показания счётчика или любого другого параметра на любую дату. При отсутствии оператора перерасчёт происходит автоматически при загрузке новых данных в систему, например загрузка показаний счётчиков из электронного файла оплаченных извещений, ввод показаний абонентами из интернета или SMS сообщений, импорт показаний из системы автоматического съёма показаний и т.д. Если контролёры не могут снять у всех потребителей показания на конец месяца, компьютер сам их рассчитает, а при появлении фактических показаний на любую дату, в том числе показаний граждан из оплаченных извещений, сам выполнит перерасчёт. Все некорректные показания граждан при этом система сама автоматически распознает и выведет из расчёта. При такой схеме работы к концу месяца всегда есть товарный отпуск и дебиторы, которые вам должны кучу денег. Получается, что компании, имеющие плохой инструмент, изначально находятся в неравных условиях с другими, и , несмотря на все прилагаемые усилия, всегда будут хуже других.

Пример

Рассмотрим вымышленную ситуацию по трем потребителям на декабрь 2011 года.

Автоматически перерасчет

Автоматический перерасчет потребителя

Потребитель Иванов в декабре 2011 года предоставил в абонотдел предприятия информацию о том, что в августе 2010 года у него изменилась льгота. Оператор вносит эту информацию в программу...

У потребителя Петрова никаких изменений не было...

Потребитель Сидоров в декабре 2011 года предоставил в абонотдел предприятия информацию о том, что в декабре 2010 года у него были другие показания, отличные от принятых системой для расчета. Оператор вносит эту информацию в программу...

Во всех случаях перерасчет начислений происходит от последнего акта сверки и принимает во внимание все новые факты, влияющие на расчет.

В отличие от «Мегабиллинг», «системы-регистраторы» считают только по последнему не закрытому бухгалтерскому отчетному периоду. Исправления прошлых периодов в текущем расчетом периоде проводятся вручную и заносятся в систему в виде ручных доначислений/списаний.

Ручной перерасчет

Ручной перерасчет потребителя

«Мегабиллинг» считает одновременно по всем не сверенным периодам активной истории лицевого счёта потребителя.